Четыре лося Зюраткуля (продолжение).

 Мы продолжаем нашу беседу с челябинским археоастрономом Константином БЫСТРУШКИНЫМ.

 

— Почему же древние строители поместили двойника созвездия Лось именно на склоне хребта Зюраткуль? Чем примечательно это место?

— Самая высокая точка Зюраткуля имеет координаты 54° 57′ 25′′ с.ш. 59° 10′ 48 ′′ в.д.

 От вершины хребта Зюраткуль до геоглифа от 1700 до 1900 м, азимут от 151° до 158°

 Середина фигуры удалена на 1800 м, азимут 154,5° — юг-юго-восток

 Особое значение имеет азимут и румб юг-юго-восток. Нужно понять, когда и при каких обстоятельствах созвездие Лось поднималось над этой частью горизонта для наблюдателя, стоящего на высшей точке хребта Зюраткуль. Нужно чтобы небесный Лось стоял ровно над Лосем земным, и оба Лося должны быть видны одновременно. При этом нужно вычислить астрономическое или календарное событие, происходящее в этот же момент. Зима и весна исключаются — геоглиф под снегом не виден. Да и осень в эпоху оледенений не очень подходит. Остается летнее солнцестояние… теперь необходимо найти небесный аналог Лося, который в современных условиях и на современном небе будет играть ту же роль, какую Лось играл в палеолите. Оказывается, на небе есть только одно созвездие, способное вполне удовлетворить изысканный вкус космологов. Это созвездие сейчас называется Змееносец. Во-первых, современный Змееносец на звездном небе симметричен древнему Лосю. Во-вторых, сейчас он лежит на небесном экваторе ровно так же, как Лось лежал на том же небесном экваторе 11 тысяч лет назад.

 

— То есть геоглиф уже можно датировать? 

— Мы все ждем результатов полномасштабных археологических раскопок, намеченных на нынешнее лето. Сейчас уже никто не возьмется отрицать факт существования геоглифа и его обсерваторное назначение. А мы выставляем абсолютную, пока предварительную, а значит, осторожную дату — 8—10-е тысячелетие до н.э. А теперь приготовьтесь к самому интересному. Моделирование показывает, как в день летнего солнцестояния, со времени наступления сумерек, созвездие Змееносец нависает над Лосем каменным, а в просвете между ними видна… вся акватория озера. И его очертания тоже напоминают лося. Для наблюдателя, находящегося на хребте Зюраткуль, голова этого «водного» лося с большими рогами направлена в его сторону, а ноги вытянуты на север. Он «идет» с юго-востока на северо-запад, от Лося небесного к Лосю каменному, земному. Но во время этой встречи присутствует еще и четвертый лось — отражение звездного зверя на водной поверхности озера. Главное — найти точку для наблюдения, откуда видно сразу четыре лося. С вершины хребта видны три, от ног лося-геоглифа — тоже три, но другие. Как решить эту задачу, пока неизвестно. Зритель, попавший в нужное время в нужное место и посвящённый в тонкости космологии, испытает сильные эстетические и духовные переживания.

 

— То есть в древние времена у племен, населявших берега Зюраткуля, был культ Лося? 

— По всей вероятности, и название озера и хребта Зюраткуль как-то связаны с небесным Лосем и его земным отражением — геоглифом. Необходимо выяснить, на каком языке говорили жители тех мест в конце палеолита. Имя чудесного арийского зверя (несомненно, лося) Шарабха с восемью ногами происходит от урало-алтайского «*sarta», в марийском и мансийском языках имеет аналог — табуированное название лося — «шарп (шорд)».

 Башкирское название Зюраткуль топонимисты производят от Зюрак-куль и от Юрак-куль, то есть «Сердце-озеро». Однако тюрки на Урале живут совсем недавно — в мезолите и неолите их ещё не было. А вот угры были. Если прислушаться, то в «Зюраткуле» и в «Сатке» слышится древнее имя лося. 

 Более детально ознакомиться с теорией Константина Быструшкина относительно геоглифа «Лось Зюраткуля» можно на авторском сайте ученого: www.seredinamira.ru

 

Илья ПЕРЕСВЕТОВ,

фото Николая СЕРЕДИНА и Дениса ЛУЗИНА.